makita hr2470

Контроль и диагностика технического состояния

Зубчатые колеса. Для оценки техническо­го состояния зубчатых колес редукторов (пе­реборных и планетарных) и своевременного обнаружения в рабочих условиях эксплуата­ционных повреждений зубьев (износа, выкра­шивания на рабочих профилях, трещины у основания зуба, скола и поломки зубьев) целе­сообразно использовать методы и средства виброакустической диагностики машин, бази­рующиеся на синхронном накоплении сигна­лов вибрации редукторов.

Методика диагностики технического со­стояния зубчатых колес и рекомендуемая виб­роизмерительная и диагностическая аппаратура приведены в приложении Б ГОСТ Р 50891-96.

Проведение работ по этой методике состо­ит из двух основных этапов: настройки кон­трольно-диагностического комплекса конкрет­ного вида редуктора и осуществления диагностики состояния зубчатых передач.

На этапе настройки формируются вектора диагностических признаков, характеризующие

нормальное (бездефектное) состояние сопря­женных зубчатых колес для каждой ступени диагностируемого редуктора.

Компонентами векторов являются число­вые значения следующих четырех параметров вибрации зубчатого зацепления:

параметр 1 - общий уровень вибрации с частотой пересопряжения зубьев;

параметр 2 - суммарный уровень гармо­нических составляющих частоты вращения ведущего зубчатого колеса;

параметр 3 - то же, ведомого зубчатого колеса;

параметр 4 - уровень составляющей на частоте зацепления зубьев в спектре сигнала огибающей амплитуды высокочастотной виб­рации редуктора.

При формировании диагностических при­знаков применяют метод синхронного накоп­ления сигналов вибрации как на периоде зубцовой частоты диагностируемой ступени (параметры 1 и 4), так и на периодах частот вращения сопряженных зубчатых колес (пара­метры 2 и 3). В качестве синхронизирующего используют пилот-сигнал с датчика оборотов выходного вала, требуемое значение частоты следования импульсов которого предваритель­но формируется в блоке преобразования час­тоты пилот-сигнала. Этот метод легко реали­зуется для переборных редукторов, значитель­но сложнее - для планетарных.

На этапе настройки также формируют по­роговые значения выбранных диагностических признаков для каждого класса технических состояний зубчатых колес.

Определенные таким образом значения ди­агностических параметров, их пороговые ве­личины, а также значения нагружающего мо­мента и частоты вращения входного вала, дату съема вибрационной информации фиксируют и заносят в эксплуатационный паспорт зубча­тых колес для редукторов данного вида.

Этап диагностики состоит в периодиче­ском съеме вибрационной информации, опре­делении значений диагностических парамет­ров, сравнений текущих значений с пороговы­ми и принятии решений при их превышении.

Прогрессирующий износ зубьев сопряжен­ных зубчатых колес диагностируемой ступени редуктора приводит к значительному возрас­танию величины диагностического параметра 1. Появление усталостных повреждений на отдельных зубьях (выкрашивание, скол, тре­щина у основания, поломка) обусловливает рост значений параметров 2 и 3, распростра­нение усталостных повреждений по зубча­тым венцам сопряженных зубчатых колес (например, выкрашивания) приводит к возрас­танию величины параметра 4.

Методика позволяет не только проводить дифференцированную диагностику поврежде­ний зубчатых колес, но и на основе анализа изменения трендовых характеристик диагно­стических признаков (при соответствующем наборе статистических данных) осуществлять прогнозирование остаточного ресурса зубча­тых зацеплений по предельным состояниям эксплуатационных повреждений зубьев зубча­тых колес.

Подшипниковые узлы. Для оценки теку­щего состояния работающих подшипниковых узлов без останова и разборки редуктора и для своевременного обнаружения первых признаков начала разрушения (выкрашивания на ра­бочих поверхностях колец и тел качения) наи­более целесообразно применение методов и приборов виброакустической диагностики и особенно приборов для оценки ударной вибра­ции. Методика диагностики приведена в при­ложении В ГОСТ Р 50891-96.

Применение периодического контроля виброакустических характеристик, возникаю­щих на корпусе подшипникового узла, позво­ляет практически исключить неожиданный аварийный выход из строя; он особенно необ­ходим в случаях, если аварийный выход из строя может привести к жертвам или значи­тельным экономическим потерям.

Для оценки ударной вибрации, возникаю­щей при первых признаках выкрашивания, следует применять приборы, которые в основ­ном чувствительны к высокочастотным удар­ным импульсам в области частот, превышаю­щих 20кГц (переносные приборы "Контест-073К"идр.).

Наблюдение с помощью приборов заклю­чается в следующем. Предварительно произ­водят оценку виброхарактеристик подшипни­ковых узлов в начале работы редуктора. Полученные на приборе количественные показатели фиксируют и заносят в эксплуатационный паспорт подшипниковых узлов, отмечая ха­рактер нагрузки редуктора и дату замера. За­тем через 1...3мес. эксплуатации производят следующий замер, желательно при аналогич­ных условиях нагружения, данные фиксируют и сопоставляют с данными предыдущего заме­ра. Далее проверки производят с указанной периодичностью, постоянно сопоставляя ре­зультаты. В период нормального установивше­гося режима (после приработки) результаты измерения обычно близки.

Возникновение нарастания показаний при­бора указывает либо на нарушение подачи смазочного масла, появление в нем посторон­них частиц, либо на появление первых признаков выкрашивания. Освоение особенностей работы прибора позволяет разделять указан­ные явления.

При появлении отмеченного нарастания следует сократить интервалы между провер­ками. В случае подтверждения нарастания ударной вибрации необходимо произвести останов редуктора и смену подшипника.



« Назад [Контроль и диагностика технического состояния] Далее »

Если статья Вам понравилась или была полезной, поделитесь ней, пожалуйста, в социальных сетях: