makita hr2470

Отклонения формы посадочных и опорных торцовых поверхностей

Отклонения формы посадочных поверхностей вала и корпyca могут передаваться на поверхности качения подшипников, искажая их и вызывая повышенный уровень вибрации и изнашивание.

Показатели отклонений формы – отклонение от круглости, отклонение профиля продольного сечения, непостоянство диа­метра в поперечном и продольном сечени­ях. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск про­филя продольного сечения) и в диамет­ральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сече­ниях) не должны превышать значений, ука­занных в табл. 97 и 98.

В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовите­лями для номинальных диаметров валов до 10мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуски круглости и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуски непостоянства диа­метра в поперечном и продольном сечениях до 1,2мкм.

Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик из­делия.

Определение допуска круглости и до­пуска профиля продольного сечения - по ГОСТ 24642-81.

97. Допуски формы посадочных поверхностей валов, мкм, не более

Интервалы номинальных диаметров d, мм

Допуск круглости

Допуск профиля продольного сечения

Допуск непостоянства диаметра в сечении

поперечном

продольном

Классы точности подшипников

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

От 0,6 до  2,5

1,5

0,7

0,4

1,5

0,7

0,4

3

1,4

0,8

3

1,4

Св. 2,5 до  3

1,5

0,7

0,4

1,5

0,7

0,4

3

1,4

0,8

3

1,4

»    3     »    6

2,0

0,8

0,5

2,0

0,8

0,5

4

1,6

1,0

4

1,6

»   6     »  10

2,5

1,0

0,5

2,5

1,0

0,5

5

2,0

1,0

5

2,0

»   10    »    18

3,0

1,3

0,6

3,0

1,3

0,6

6

2,6

1,2

6

2,6

»   18    »    30

3,5

1,5

0,8

3,5

1,5

0,8

7

3,0

1,6

7

3,0

»  30   »   50

4,0

2,0

1,0

4,0

2,0

1,0

8

4,0

2,0

8

4,0

»  50   »    80

5,0

2,0

1,0

5,0

2,0

1,0

10

4,0

2,0

10

4,0

»  80   »   120

6,0

2,5

1,2

6,0

2,5

1,2

12

5,0

2,4

12

5,0

» 120   »   180

6,0

3,0

1,5

6,0

3,0

1,5

12

6,0

3,0

12

6,0

» 180   »   250

7,0

3,5

1,7

7,0

3,5

1,7

14

7,0

3,4

14

7,0

» 250   »  315

8,0

4,0

-

8,0

4,0

-

16

8,0

-

16

8,0

» 315    »  400

9,0

4,0

-

9,0

4,0

-

18

8,0

-

18

8,0

» 400   »  500

10,0

-

-

10,0

-

-

20

-

-

20

-

98. Допуски формы посадочных поверхностей отверстий корпусов, мкм, не более

Интервалы номинальных диаметров D, мм

Допуск круглости

Допуск профиля продольного сечения

Допуск непостоянства диаметра в сечении

поперечном

продольном

Классы точности подшипников

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

От 0,6 до 2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Св. 2,5 до 3

2,5

1,0

0,5

2,5

1,0

0,5

5

2,0

1,0

5

2,0

» 3 » 6

3,0

1,3

0,6

3,0

1,3

0,6

6

2,6

1,2

6

2,6

» 6 » 10

4,0

1,5

0,8

4,0

1,5

0,8

8

3,0

1,6

8

3,0

» 10 » 18

4,5

2,0

1,0

4,5

2,0

1,0

9

4,0

2,0

9

4,0

» 18 » 30

5,0

2,0

1.0

5,0

2,0

1,0

10

4,0

2,0

10

4,0

» 30 » 50

6,0

2,5

1,4

6,0

2,5

1,4

12

5,0

2,8

12

5,0

» 50 » 80

7,5

3,0

1,6

7,5

3,0

1,6

15

6,0

3,2

15

6,0

» 80 » 120

9,0

3,5

2,0

9,0

3,5

2,0

18

7,0

4,0

18

7,0

» 120 » 180

10,0

4,0

2,2

10,0

4,0

2,2

20

8,0

4,4

20

8,0

» 180 » 250

11,5

5.0

2,5

11,5

5,0

2,5

23

10,0

5,0

23

10,0

» 250 » 315

13,0

5,3

3,0

13,0

5,3

3,0

26

10,6

6,0

26

10,6

» 315 » 400

14,0

6.0

4,0

14,0

6,0

4,0

28

12,0

8,0

28

12,0

» 400 » 500

16,0

-

-

16,0

-

-

32

-

-

32

-

Непостоянство диаметра  в поперечном сечении посадочной поверхности - разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.

Непостоянство диаметра в продольном сечении посадочной поверхности - разность между наибольшим и наименьшим диаметрами измеренными в одном и том же продольном сечении.

Допуск непостоянства диаметра в попе­речном сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном се­чении.

Допуск непостоянства диаметра в про­дольном сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в продольном се­чении.

Значения непостоянства диаметра в по­перечном и продольном сечениях установ­лены в табл. 97 и 98 из расчета: половина допуска на диаметр посадочной поверхно­сти при посадке подшипников классов точ­ности 0 и 6,. треть допуска - при посадке подшипников классов точности 5 и 4, чет­верть допуска - при посадке подшипников класса точности 2.

Допуски непостоянства диаметра в по­перечном и продольном сечениях посадоч­ных поверхностей отверстий чугунных кор­пусов под подшипники класса точности 0, а также валов и отверстий корпусов малонагруженных подшипников разрешается принимать равными 3/4 допуска на диа­метр.

Допуски непостоянства диаметра в по­перечном и продольном сечениях посадоч­ных поверхностей валов, предназначенных для посадки подшипников на закрепитель­ных или стяжных втулках, не должны пре­вышать 1/4 допусков на диаметр посадоч­ной поверхности, соответствующих полям допусков h8, h9, h10, установленных для вала.

Отклонения от постоянства диаметра определяют в трех сечениях по длине и в четырех плоскостях каждого сечения.

Торцовые биения опорных торцов за­плечиков валов и корпусов не должны пре­вышать значений, указанных в табл. 99 и 100. В результате измерения торцового биения при повороте вала или детали на 360° вокруг продольной оси выявляют форму торца - волнистость, неплоскост­ность (вогнутость или выпуклость) и его расположение - отклонение от перпендику­лярности к оси (перекос торца).

Допуски на диаметр конических шеек ва­лов с конусностью 1:12, предназначенных для посадки подшипников с коническим отверстием, и допуски утла конуса АТD, определяемого как разность диаметров вала, рас­положенных друг от друга на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего коль­ца монтируемого подшипника, должны соот­ветствовать указанным в табл. 101.

99. Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм, не более

Интервалы номинальных диаметров d, мм

Класс точности подшипника

0

6

5

4

2

От 1 до 3

10

6

3

2,0

1,2

Св. 3 до 6

12

8

4

2,5

1,5

» 6 » 10

15

9

4

2,5

1,5

» 10 » 18

18

11

5

3,0

2.0

» 18 » 30

21

13

6

4,0

2.5

» 30 » 50

25

16

7

4,0

2,5

» 50 » 80

30

19

8

5,0

3,0

» 80 » 120

35

22

10

6,0

4,0

» 120 » 180

40

25

12

8,0

5,0

» 180 » 250

46

29

14

10.0

7,0

» 250 » 315

52

32

16

-

-

» 315 » 400

57

36

18

-

-

Св. 400 до 500

63

40

-

-

-

» 500 » 630

70

44

-

-

-

» 630 » 800

80

50

-

-

-

» 800 » 1000

90

56

-

-

-

» 1000 » 1250

105

66

-

-

-

» 1250 » 1600

125

78

-

-

-

» 1600 » 2000

150

92

-

-

-

» 2000 » 2500

175

110

-

-

-

100. Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов, мкм, не более

Интервалы номинальных диаметров d, мм

Класс точности подшипника

0

6

5

4

2

От 3 до 6

18

12

5

4

2,5

Св. 6 до 10

22

15

6

4

2,5

» 10 » 18

27

18

8

5

3,0

» 18 » 30

33

21

9

6

4,0

» 30 » 50

39

25

11

7

4,0

» 50 » 80

46

30

13

8

5,0

» 80 » 120

54

35

15

10

6,0

» 120 » 180

63

40

18

12

8,0

» 180 » 250

72

46

20

14

10,0

» 250 » 315

81

52

23

16

12,0

» 315 » 400

89

57

25

30

13,0

» 400 » 500

97

63

27

-

-

» 500 » 630

110

70

30

-

-

» 630 » 800

125

80

35

-

-

» 800 » 1000

140

90

-

-

-

» 1000 » 1250

165

105

-

-

-

» 1250 » 1600

195

125

-

-

-

» 1600 » 2000

230

150

-

-

-

» 2000 » 2500

280

175

-

-

-

» 2500 » 3150

330

210

-

-

-

Примечания.

1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности 0 и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 99 и 100.

2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов ГОСТ 3325-85 не регламентирует.

101. Допуски на диаметр конической шейки вала, мкм, не более

Интервалы номинальных диаметров d, мм

Для диаметра вала

Для угла конуса

Класс точности подшипника

0

6

5

4

2

0

6

5

4

2

До 10

15

9

6

-

-

9

6

4

-

-

Св. 10 до 18

18

11

8

-

-

11

8

5

-

-

» 18 » 30

21

13

9

6

4

13

9

6

2,5

1,5

» 30 » 50

25

16

11

7

4

16

11

7

2,5

1,5

» 50 » 80

30

19

13

8

5

19

13

8

3,0

2,0

» 80 » 120

35

22

15

10

6

22

15

10

4,0

2,5

» 120 » 180

40

25

18

12

8

25

18

12

5,0

3,0

» 180 » 250

46

29

20

14

10

29

20

14

7,0

3,5

» 250 » 315

52

32

23

23

-

32

23

16

8,0

-

» 315 » 400

57

36

25

25

-

36

25

18

9,0

-

» 400 » 500

63

40

27

27

-

40

27

20

10,0

-

» 500 » 630

70

44

-

-

-

44

30

-

-

-

» 630 » 800

80

-

-

-

-

50

-

-

-

-

» 800 » 1000

90

-

-

-

-

56

-

-

-

-

» 1000 » 1250

105

-

-

-

-

66

-

-

-

-

» 1250 » 1600

125

-

-

-

-

78

-

-

-

-

Примечание. Все отклонения допускаются только на "плюс" от номинального размера.



« Назад [Отклонения формы посадочных и опорных торцовых поверхностей] Далее »

Если статья Вам понравилась или была полезной, поделитесь ней, пожалуйста, в социальных сетях: