makita hr2470

Единая система допусков и посадок (ЕСДП)

Государственные стандарты (ГОСТ 25346 -89, ГОСТ 25347 - 82 и ГОСТ 25348 - 82) заме­нили систему допусков и посадок ОСТ, кото­рая действовала до января 1980г.

Основу ЕСДП составляют допуски, квалитеты и основные отклонения, определяющие положение полей допусков относительно ну­левой линии, показанные на рис. 4.

Поля допусков и соответствующие им пре­дельные отклонения установлены различными в трех диапазонах номинальных размеров: от 1 до 500мм к свыше 500 до 3150мм - по ГОСТ 25347 - 82, свыше 3150 до 10000мм - по ГОСТ 25348 - 82. ГОСТ 25347 - 82 регламентирует поля допусков и предельные отклонения для номинальных размеров до 1мм.

ГОСТ 25346-89 устанавливает 20 квалитетов: 01, 0, 1, 2 ... 18. (Квалитеты от 01 до 5 предназначены преимущественно для калиб­ров).

Числовые значения допусков приведены в табл. 1.

Предельные отклонения валов и отверстий, образующих посадки, приведены в табл. 3; табл. 4; табл. 5; табл. 7; табл. 8; табл. 9; табл. 12; табл. 13; табл. 14; табл. 17; табл. 18; табл. 19.

ЕСДП рекомендует применять преимуще­ственно посадки в системе отверстия (основное отверстие обозначается буквой Н) и в системе вала (основной вал обозначается буквой. А) - см. табл. 2, табл. 6, табл. 10, 11, 15, 16.

Кроме посадок, указанных в таблицах, раз­решается применять и другие обоснованные сочетания стандартных полей допусков валов и отверстий.

Система допусков и посадок ОСТ. Практи­чески каждому полю допусков по ОСТ можно подобрать близкую замену из ЕСДП, что обеспечивает переход на новую систему без нарушения взаимозаменяемости. Во всех слу­чаях, когда предельные отклонения по ЕСДП не выходят за соответствующую границу поля по ОСТ более чем на 10%, можно считать, что при замене характер посадки практически не изменится и обеспечиваются все исходные требования взаимозаменяемости. Взаимное расположение полей допусков по ОСТ и ЕСДП при этих предельных условиях показа­но на рис. 5.

рисунок

Рис. 5. Расположение полей допусков по ОСТ и ЕСДП

Предельные отклонения для наиболее употреблявшейся части системы ОСТ в диапа­зоне размеров от 1 до 500мм и в классах точ­ности от 1 до 9 приведены в табл. 21; табл. 22; табл. 23. В них указаны ближайшие замены полями до­пусков по ГОСТ 25347-82.

Назначение посадок. Посадки выбирают в зависимости от назначения и условий работы оборудования и механизмов, их точности, условий сборки. При этом необходимо учиты­вать и возможность достижения точности при различных методах обработки изделия.

В первую очередь должны применяться предпочтительные посадки. В основном при­меняют посадки в системе отверстия (сокращается номенклатура размерного режущего и калибровочного инструмента для от­верстий). Посадки системы вала целесообраз­ны при использовании некоторых стандартных деталей (например, подшипников качения) и в случаях применения вала постоянного диамет­ра по всей длине для установки на него не­скольких деталей с различными посадками.

Допуски отверстия и вала в посадке не должны отличаться более чем на 1 - 2 квалитета. Больший допуск, как правило, назначают для отверстия.

Зазоры и натяги следует рассчитывать для большинства типов соединений, в особенности для посадок с натягом, подшипников жидко­стного трения и других посадок. Во многих случаях посадки могут назначаться по анало­гии с ранее спроектированными изделиями, сходными по условиям работы.

Краткая характеристика и примеры примене­ния посадок, относящиеся главным образом к предпочтительным посадкам в системе отверстия при размерах 1 - 500мм.

Посадки с за­зором. Сочетание отверстия Н с валом h (скользящие посадки) применяют главным образом в неподвижных соединениях при не­обходимости частой разборки (сменные дета­ли), если требуется легко передвигать или по­ворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании, для цен­трирования неподвижно скрепляемых деталей.

Посадку H7/h6 применяют:

а) для сменных зубчатых колес в станках;

б) в соединениях с короткими рабочими ходами, например для хвостовиков пружинных клапанов в направляющих втулках (применима также посадка H7/g6);

в) для соединения деталей, которые долж­ны легко передвигаться при затяжке;

г) для точного направления при возвратно-поступательных перемещениях (поршневой шток в направляющих втулках насосов высо­кого давления);

д) для центрирования корпусов под под­шипники качения в оборудовании и различ­ных машинах.

Посадку H8/h7 используют для цен­трирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности.

Посадки H8/h8, H9/h8, H9/h9 применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механиз­мов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса, муфты, шкивы и другие детали, соединяющие­ся с валом шпонкой; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соедине­ний), а также в подвижных соединениях при медленных или редких поступательных и вра­щательных перемещениях.

Посадку H11/h11 используют для относи­тельно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых кры­шек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров.

Посадка H7/g6 характеризуется минималь­ной по сравнению с остальными величиной гарантированного зазора. Применяют в под­вижных соединениях для обеспечения герме­тичности (например, золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точ­ного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке) и др. В особо точных механизмах применяют посадки H6/g5 и даже H5/g4.

Посадку H7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей,- центробежных насосах; для вра­щающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; для на­правления толкателей в двигателях внутрен­него сгорания. Более точную посадку этого типа – Н6/f6 - используют для точных под­шипников, распределителей гидравлических передач легковых автомобилей.

Посадки Н7/е7, Н7/е8, Н8/е8 и Н8/е9 применяют в подшипниках при высокой час­тоте вращения (в электродвигателях, в меха­низме передач двигателя внутреннего сгора­ния), при разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зуб­чатых колес в станках.

Посадки H8/d9, H9/d9 применяют, на­пример, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях кла­панных коробок с корпусом компрессора (для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температу­ры). Более точные посадки этого типа - H7/d8, H8/d8 - применяют для крупных под­шипников при высокой частоте вращения.

Посадка H11/d11 применяется для под­вижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шар­нирных соединениях тяг, рычагов и т. п., для центрирования крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками.

Переходные посадки. Предназна­чены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах или по услови­ям эксплуатации сборке и разборке. Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпон­ками, штифтами, нажимными винтами и т.п. Менее тугие посадки назначают при необхо­димости в частых разборках соединения, при неудобствах разборки и возможности повреж­дения соседних деталей; более тугие - если требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях.

Посадка Н7/n6 (типа глухой) дает наиболее прочные соединения.

Примеры применения:

а) для зубчатых колес, муфт, кривошипов и других деталей при больших нагрузках, ударах или вибрациях в соединениях, разбираемых обычно только при капитальном ремонте;

б) посадка установочных колец на валах малых и средних электромашин;

в) посадка кондук­торных втулок, установочных пальцев, штиф­тов.

Посадка Н7/k6 (типа напряженной) в среднем дает незначительный зазор (1-5мкм) и обеспечивает хорошее центрирование, не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Применяется чаще других переход­ных посадок: для посадки шкивов, зубчатых колес, муфт, маховиков (на шпонках), втулок подшипников.

Посадка H7/js6 (типа плотной) имеет большие средние зазоры, чем предыдущая, и применяется взамен ее при необходимости облегчить сборку.

Посадки с натягом. Выбор посад­ки производится из условия, чтобы при наи­меньшем натяге были обеспечены прочность соединения и передача, нагрузки, а при наи­большем натяге - прочность деталей.

Посадку Н7/р6 применяют при сравни­тельно небольших нагрузках (например, по­садка на вал уплотнительного кольца, фикси­рующего положение внутреннего кольца под­шипника у крановых и тяговых двигателей).

Посадки Н7/r6, H7/s6, H8/s7 используют в соединениях без крепежных деталей при не­больших нагрузках (например, втулка в голов­ке шатуна пневматического двигателя) и с крепежными деталями при больших нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес и муфт в прокатных станах, нефтебуровом оборудова­нии и др.).

Посадки Н7/u7 и Н8/u8 применяют в со­единениях без крепежных деталей при значи­тельных нагрузках, в том числе знакоперемен­ных (например, соединение пальца с эксцен­триком в режущем аппарате уборочных сель­скохозяйственных машин); с крепежными деталями при очень больших нагрузках (посадка крупных муфт в приводах прокатных станов), при небольших нагрузках, но малой длине сопряжения (седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна).

Посадки с натягом высокой точности Н6/р5, Н6/r5, H6/s5 применяют относительно редко и в соединениях, особо чувствительных к колебаниям натягов, например посадка двух­ступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя.

Допуски не сопрягаемых раз­меров. Для несопрягаемых размеров допус­ки назначают по табл. 1 в зависимости от функциональных требований. Поля допусков обычно располагают:

в "плюс" для отверстий (обозначают буквой Н и номером квалитета, например Н3, Н9, Н14);

в "минус" для валов (обозначают буквой h и номером квалитета, например h3, h9, h14);

симметрично относительно нулевой линии ("плюс - минус половину допуска" обозначают, например, ±IT3/2; ±IT9/2; ±IT14/2).

Симметричные поля допусков для отвер­стий могут быть обозначены буквами JS (например, JS3, JS9, JS14), а для валов - бук­вами js (например, js3, js9, jsl4).

Допуски по 12 - 18-му квалитетам характе­ризуют несопрягаемые или сопрягаемые раз­меры относительно низкой точности.

Многократно повторяющиеся предельные отклонения в этих квалитетах разрешается не указывать у размеров, а оговаривать общей записью.



« Назад [Единая система допусков и посадок (ЕСДП)] Далее »

Если статья Вам понравилась или была полезной, поделитесь ней, пожалуйста, в социальных сетях: